Steadfast Tin Soldier (joanerges) wrote,
Steadfast Tin Soldier
joanerges

Category:

Россия в польской героической живописи

Продолжаем экскурс в мир польской героической живописи. Россия, и в частности войны с ней, всегда занимали тут неотъемлемое место. Итак, вашему вниманию предлагаются ряд полотен соответствующей тематики. Естественно подборка далека от полноты, что понравилось, что нашлось в э-варианте, то демонстрирую. Первая картина – Юлиуша Коссака «Битва под Псковом», изображающая одну из сцен во время нескончаемых средневековых польско-московских войн:



А вот и следующая картина классика польской живописи Яна Матейка – «Стефан Баторий под Псковом» с коленопреклонёнными врагами Жечи:



Из той же оперы – картина Матейка «Русские цари Шуйские перед польским королём»:



Ещё одно творение Я. Матейка – «Иван Грозный». Восточный сосед во всей красе своей зловещей загадочности:



Вслед за средневековыми войнами следующая тема польской героической живописи – антироссийские восстания XVIII-XIX вв. (картинам о поляках в наполеоновских войнах будет посвящён отдельный пост) Вот, например, картина Войцеха Коссака «Килинский ведёт пленных русских через Варшаву»:



Но, как известно, все эти восстания заканчивались неудачами. Немалая тому вина, по мнению польских живописцев, лежит на «азиатских» формирования Петербурга. Вот, к примеру, ещё две картины того же мастера, восхищающие лично меня своим динамизмом – «Черкесы на Краковском предместье» и «Черкесы на Новом Свете», то есть на варшавских улицах. Дикий свист, кинжалы в зубах, разбегающиеся мещане, ужас в глазах детей… Полный набор впечатлений от столкновения Запада и Востока:





Вот и полная трагизма картина Я. Матейки «Полония. 1863 год» о разгроме очередного восстания:



Немалое место в польской живописи занимает сибирская ссылка польских повстанцев. Эти работы полны грусти и отчаянья… Позволю себе продемонстрировать только одну из такого рода картин – Ю. Малчевский «Смерть на этапе»:



Следующий колоссальный этап – Первая Мировая (в основном – участие польских формирований в ней на стороне Германии) и последующие войны за независимость и границы Жечи Посполитой. Фактически первое место среди сюжетов держит кавалеристская атака и погоня за российскими/большевистскими врагами


Войцех Коссак «Схватка с казаками»


Войцех Коссак «Бой под Рокитной»


Ежи Коссак «Погоня 6-го полка уланов за большевиками»


Ежи Коссак «Битва под Комаровым»


Ежи Коссак «Погоня креховецких уланов за большевиками»


Ежи Коссак «Погоня за комиссаром»

И как апофеоз – картина Ежи Коссака «Чудо над Вислой» о Варшавской битве 1920 г. В советско-польской войне. Враг сломлен и бежит, гонимый представителями различных польских формирований (тут и ксьондз, и галлерчики в французских шлёмах, и великопольская пехота в немецких, и женщина из добровольческих формирований, и аэропланы, ведомые, надо понимать американскими и французскими лётчиками), благословляемые Богородицей и Пилсудским (он на заднем плане на коне):



Знамо дело, в ПНР такого рода картины уже не могли появиться. Посему, вот два интересных театральных плаката времён социалистической Польши – к спектаклям по произведениям Ф. Достоевского – «Преступление и наказание» и «Бесы». Характерно, как по мне:



Ну и в заключение, в качестве своеобразного бонуса, несколько карикатур из современного журнала «Ньюсвик Полска». Первые две касаются споров вокруг размещения американцами в Польше системы ПРО. Две следующие – августовской войны на Кавказе, Россия тут традиционно представлена в виде медведя:


«Мы приехали посмотреть на ваш противоракетный щит»


«Этот щит направлен против нас»


Два медвежонка


Евросоюз говорит в один голос
Tags: art, military, Польща, их нравы, політНЕкоректність, історія
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments